Учеба

 


 

Назад

 

 

                                             

На фоне приключений как-то ушло в сторону главное – мы ведь ещё в училище и учились, получали профессию.

Постепенно, от простого к сложному, приходил тот багаж знаний, с которым предстояло войти в офицерскую службу.

Инженерные дисциплины и военные шли параллельно, только на первом и втором курсах основной упор делался на точные науки, а к третьему и затем четвёртому курсу, сдав благополучно все экзамены и зачёты, курсанты с лёгким сердцем полностью отдавались тому, чем и предстояло жить в дальнейшем – тактике и сопровождающим её ЗОМП – защите от оружия массового поражения и инженерной подготовке, огневой подготовке, вождению, эксплуатации боевых машин, ремонту и эвакуации. Конечно же, ведущей кафедрой была кафедра марксизма - ленинизма, время тогда было такое.

Первый курс был ознаменован блоком дисциплин, объединенных под кодовым названием «Редуктор». Это – начертательная геометрия, техническое черчение, теоретическая механика, сопротивление материалов. Конечно же, эти науки шли под эгидой королевы всех наук – высшей математики.

Подавленные обилием знаний, которые надо было втиснуть в свои головы, курсанты встали перед необходимостью выжить под этим валом, а для этого пришлось объединяться и кооперироваться.

Удивительное дело – что бы не случалось с курсантом в училище, всё шло ему в науку – как избегать залётов и выкручиваться из залётных ситуаций, как выживать в полевых условиях, как научиться не обращать внимание на недосыпание, как справляться с огромным количеством задач одновременно и не пропасть под немыслимым количеством информации, переварить, перераспределить и взять под контроль этот девятый вал. Как добиться успеха, в конечном счёте. В одиночку сделать это невозможно. Так и складывается незаметно умение и потребность организовывать взаимодействие, брать под контроль ситуацию и поворачивать её развитие в свою пользу. Так закладывается наука побеждать.

Для покорения точных наук в нашем взводе сложилось несколько групп, объединённых вокруг парней, у которых лучше получалось что-либо, например, решение задач или  исполнение чертежей. Конечно же, это было необходимо для тех, главным талантом которых не являлось решение задач по высшей математике или чему-то подобному. Большинство же решало свои проблемы самостоятельно.

В моей команде центром был Киса, задачей которого было отсекать всех желающих прорваться к знаниям вне очереди и первому получить в руки решение своей контрольной или лабораторной работы. Технически это выглядело так: лабораторная работа по сопромату или самостоятельная по вышмату или любое другое бедствие – «группа поддержки» рассаживается поближе, чтобы быть на расстоянии вытянутой руки, начинается действо.

Главное было – выдержать первый час, пока решается вариант мой. В это время Киса отгоняет всех желающих подсунуть своё. Только поставлена последняя точка, как тут же меняется вариант, подкладывается чистый листок, отсекание «от хвоста» приобретает масштабы битвы. Остальная братва тянет время, хмурит брови, морщит лбы, но такой перекос лица мало кого убеждает. Наконец, Киса получает своё, отваливается, подсаживается следующий. За шесть часов получалось четыре работы сделать «за себя и за того парня».

Примерно так же дело было и с чертежами, только основная работа по ним шла на самоподготовке, поэтому общение было более свободным. Конечно же, все понимали, что знания и умение придут только в результате собственного труда, но ведь дамокловым мечом висели над головой зачёты – а их надо сдавать любой ценой. А чего не знаем или не умеем – научимся ещё.

Правда, с чертежами боролись ещё одним методом. За забором училища процветала фирма под кодовым названием «Дядя Вася». За 10 рублей можно было получить отличный чертёж, отработанный по всем правилам, достаточно было только назвать номер варианта.

Одно было плохо – преподаватели знали эту лазейку, и больше тройки за такое творчество не ставили, и то только потому, что деньги потратил.

Как уже отмечалось, главной задачей в конце каждого семестра было – сдать сессию, как можно успешней и с минимальными потерями. За годы учёбы были разработаны и отточены до совершенства различные системы спасения утопающих.

Система «Мираж». Самая распространённая и широко применяемая везде, от школы до любого ВУЗа. Курсант заходит, громко и чётко называет номер билета, а за дверью чутко прислушиваются его верные друзья, чтобы следующий занёс ему шпаргалку. А дальше – дело техники.

Но любое дело только тогда живёт, пока оно развивается и совершенствуется. Если над дверью в класс имелось окно, то в него показывали подсказки, написанные большими буквами на листах бумаги.

Мы с Белкиным усовершенствовали и этот метод. Ранее уже упоминалось о той уникальной жестикуляции, которой отличалась молодёжь города Орджоникидзе. Однажды мы сдавали экзамен по философии в четвёртом семестре. Окна кафедры марксизма – ленинизма выходили во двор, к столовой. Поэтому можно было действовать, не опасаясь, что помешает кто-нибудь из большого начальства.

Командиры подразделений – не в счёт. На период сессии курсантам позволялось многое, лишь бы был хороший результат. Даже разрешалось читать конспекты на посту, если не наглеть, но об этом позже.

Итак, я стою спиной к окну, в руках конспект, Белкин лицом к окну передаёт информацию. Игорек Денисенко в классе старательно пишет. Я до сих пор сам не могу поверить, что он что-то смог понять из того, что ему передавалось.

Судите сами - подсказываются основные законы диалектики.

Я – основные законы философии.

Белкин – основные (распальцовка вверх) законы (распальцовка вниз) философии (округлый неопределённый жест).

Денис сидит и строчит на бумагу.

Я – единство и борьба противоположностей.

Белкин – единство (распальцовка ладонями кверху, сложенными вместе) и борьба (руками как будто мнёт комок бумаги)  противоположностей (руки с распальцовкой разводит в стороны).

И так далее. Самое смешное – он написал целую страницу и ответил на «Отлично».

Под конец диктовки преподаватель, подполковник Тонких заинтересовался нашими танцами и отогнал нас от окна. Но дело было сделано.

Параллельно с системой «Мираж» успешно работала система «Бомба» или «Медведь», как кому нравится. Суть заключается в том, что необходимо достать листки со штампом кафедры и заранее написать готовый ответ. Делалось это всем взводом, чтобы в случае необходимости помочь любому. Да в одиночку такое дело было бы и не осилить.

По праву зачинателем этой системы может считаться Андрей Эмолиньш. Он привёз её из Московского суворовского училища, внедрил у нас и организовал её подготовку перед экзаменами.

Практически это выглядело так (на примере сдачи политэкономии на 3 курсе).

Заходит курсант. Громко объявляет свой билет. Теперь дело за друзьями. В следующем заходе ему заносят «медведЯ». Надо передать, но бдительный и опытный преподаватель не поддаётся на уловки. Отвлечь его невозможно. Но ведь мы забыли о том, что испокон веку самые одарённые и умелые курсанты сдавали экзамены руками, если не получалось головой. Как раз в самый напряжённый момент, когда время подготовки было на исходе, а спасать человека надо было срочно, мимо кабинета кто-то из наших проносил лист оконного стекла. Влад Посадский моментально принял решение. Перехватил этот лист и с размаху разбил его об пол.

На такой шум не то, что преподаватель выскочил из класса – полкафедры сбежалось! Курсант стоит с виноватым видом – а что с него взять – стёкла имеют свойство биться. За это время вторая волна сдающих перебросила своих «медведЕй» первой волне, те героически начали отвечать, на какое-то время установилась рабочая атмосфера.

Пошла следующая волна сдающих, опять понадобилась поддержка. Что делать? Снаряд два раза в одну воронку не падает. Фокус со стеклом устарел сразу же после исполнения. Выход нашёл Киса – хватил с размаху стулом об пол. Тот – в щепки, преподаватель – за дверь, «медведи» - адресатам. В конечном счете, взвод с кафедры убрали на улицу, остались только сдающие. Но успех был достигнут.

Опыт поколений должен быть сохранён и преумножен. С успехом у нас применялась система, показанная в «Приключениях Шурика», но с нашей доработкой.

Память не сохранила, что сдавалось в тот день в расположении роты, но ясно, что предмет был серьёзный, и сдача требовала тщательной подготовки. За одну ночь от канцелярии командира роты до Ленинской комнаты был по прямой вскрыт паркет. Под паркетом проложен провод. Паркет уложен на место, намастичен и натёрт, чтобы следов не осталось. Один конец провода подключён к телефону командира роты, второй – к гвоздику в условленном месте.

Система проста – у курсанта через подковку подключается проводок, пропускается через сапог и обмундирование под воротник и присоединятся к наушнику. Остаётся только сесть, замкнуть подковку на гвоздик и записывать ответ. Недостатки системы – низкое качество связи  и возможность связи только в одном направлении – от подсказывающего к слушателю. Ни переспросить, ни уточнить невозможно. Раскрылось всё случайно - командир роты зашёл в канцелярию как раз в момент сеанса связи.

Однажды нам пришлось сдавать экзамен по общевоинским уставам, и опять же в расположении роты. Как таковой, кафедры общевоинских уставов в училище не было. Считалось, что этот предмет изучается в процессе службы, а занятия проводили командиры взводов. Однако оценка по этому предмету шла в диплом, кто-то должен  был принимать экзамены. Внештатным начальником кафедры был наш комбат. А уж предмет этот он знал в совершенстве, и сдавать ему было весьма сложно.

Жорик Гайтов придумал выход – достал где-то слуховой аппарат, приладил его под обмундирование, настроил и с чувством уверенности в завтрашнем дне направился на экзамен. Принцип тот же – громко объявил номер билета и вопросы, уселся на место, а за стеной, как раз напротив него, началась передача данных.

Подвела, как всегда, случайность – слишком громко работал аппарат. Казалось бы, все сидят молча, что-то пишут на листочках. Да при комбате никто и пикнуть-то не смел. А по классу раздаётся непонятное бормотание. За три рейса между рядами парт источник звука был вычислен, извлечён на белый свет и изъят. А виновник получил другой билет, и тут-то ему пришлось попотеть, чтобы сдать экзамен.

Но если на научных кафедрах можно было хоть как-то выкрутиться на экзаменах, то на кафедрах военных дисциплин такие фокусы мало помогали.

Везде, где стоят на вооружении пулемёты КПВТ, существует одна проблема – эти пулемёты, до сих пор никем в мире не превзойдённые по мощности и калибру, сложны в эксплуатации и обслуживании. При заряжании боевая личинка взводится дважды, причём тянуть тросик необходимо плавно, но быстро, без остановок. Иначе пулемёт клинит и спасение одно – произвести неполную разборку и заново сборку. А если представить, что пулемёт установлен в башне БТР, а усилие боевой пружины 50 кг, а при взводе она сжимается, то становится ясно, что задача эта весьма сложна в исполнении, особенно при дефиците времени или когда пули свистят. Говорят, что во время событий на полуострове Даманском один сержант стал Героем Советского Союза именно за то, что смог под огнём противника устранить задержку при стрельбе из КПВТ в считанные секунды и заново открыть огонь по наступающим китайцам.

На первом курсе экзамен по огневой подготовке сдавался, как и любой другой – кому как повезёт. Но такое положение дел не удовлетворяло преподавателей кафедры – жонглировать автоматом и его братьями – РПК и ПКМ (ПКТ) умели все. А с КПВТ дружить не хотел никто.

Тогда было принято гениальное решение, уравнявшее всех – во все билеты четвёртым вопросом был введён норматив по КПВТ – либо разборка, либо сборка. Курсанты начали изучать огневую подготовку с неподдельным интересом.

 

На ходу создавались расчёты, которые отлаживали до совершенства действия. Всё отрабатывалось по секундомеру, шлифовалось каждое движение. Всё ведь просто – уложились во время, выстрелил пулемёт – всему расчёту «отлично». Нет выстрела – всем «два». Так и шлифовалось взаимодействие и взаимопонимание.

Тактика запомнилась подполковниками Быковым и Дёмиком. Подполковник Быков был старшим преподавателем кафедры тактики и тактиком от бога. На своих занятиях он держал в напряжении всех, как в реальном бою, требовал умения принимать быстрые и умные решения, учил, чтобы курсанты не боялись брать на себя ответственность в бою.

Помнится одна его фраза: «Любое решение командира в бою является правильным, если оно направлено на выполнение боевой задачи. Неправильными считаются только три решения – переход к обороне вместо наступления, форсирование реки вдоль и нанесение ядерного удара по своим войскам».

Подполковник Дёмик тоже был замечательным преподавателем. Он учил анализировать ситуацию на поле боя, причём делал это настолько понятно, что после занятия курсант просто удивлялся – как раньше он умудрялся чего-то не понимать, а полученные знания закладывались в память навсегда. Как сейчас модно говорить «фишкой» у него было – организация прикрытия  от воздушного нападения и организация взаимодействия. До сих пор помнится его фраза: «Остановился в поле – поставь «зонтик» из средств ПВО».

Перед госэкзаменами по тактике все преподаватели, как заклинание говорили одно: «Не молчите, руководите боем, принимайте решения. Пусть не всегда будет правильно, но не теряйте управления. Замолчал, задумался, остановился – бой проиграл, хорошей оценки не будет».

На тактику в наш взвод заглянул председатель Государственной комиссии генерал-лейтенант Лешкашвили. Вот уж где пришлось попотеть, покричать. До сих пор иногда как анекдот вспоминается решение на постановку неподвижного заградительного огня перед танками противника силами миномётной батареи. А уж фраза: «Обед обозначим флажками» - вообще стала фольклорной.

На кафедре тактики изучались также дисциплины боевого обеспечения – ЗОМП и инженерная подготовка.

Вёл ЗОМП – защиту от оружия массового поражения полковник Сушунов – старенький, спокойный. Объясняя действие боевых отравляющих веществ, он всегда приводил в пример испытания  на собаках. Поэтому любой выпускник училища при упоминании о Сушунове моментально вспомнит: «А сОбачки-то пОдохли!». Требовал он, правда, безжалостно, его предмет надо было знать.

Инженерную подготовку вёл подполковник Алавидзе. Как-то пришлось сдавать ему подрывное дело. Первенство Северо-Кавказского округа по боксу по времени почти совпало с сессией, некоторые предметы пришлось сдавать экстерном, кое-что досдавали после возвращения. Так что взвод сдал, а мне пришлось отдуваться в одиночку. Тут уж не вышло, как в анекдоте про курсанта: «Сейчас плац домету и пойду сдавать». До сих пор вспоминается, как, пролистав учебник на ходу, прибежал на кафедру за оценкой, а преподаватель задал такие неудобные вопросы и получил такие же ответы, и  как ему понадобилось всё его самообладание, чтобы спокойно отправить бестолкового курсанта доучиваться.

На третий раз он даже готов был просто поставить тройку и разойтись миром. На четвёртый в его голосе прорезались сталь и грузинский акцент: «Ти что, курсант, рэшыль миня измором взять?»

Ну, нельзя мне было тройку в диплом. Так что пришлось изучить учебник подрывного дела от корки до корки. Зато теперь я помню, что для того, чтобы взорвать заряд с помощью короткого огнепроводного шнура через большее время, чем обеспечивает этот отрезок, надо ставить тлеющий фитиль, а не делать насечки на шнуре, из-за которых шнур просто погаснет, а подполковник Алавидзе чуть меня не растерзал.

Бывали и анекдоты .

Ещё на первом курсе сдавали физику – зачёт с оценкой. Знания – то есть. Куда без них.

Но хочется и подстраховаться. В день зачёта наши парни, конечно же, это были Селя и Киса,  пробежались раненько утром по близлежащим дачам. Нарезали роскошные букеты – розы, георгины, гладиолусы. Всю эту красоту доставили на кафедру и выставили в кабинете, где должен был проходить зачёт.

Женщины кафедры были в восторге.

До тех пор, пока в аудиторию не зашла зав. кафедрой Екатерина Ивановна Озернова ( в простонародье – «баба Катя»). Утром она как раз жаловалась, что на её даче срезали её любимые розы и грозила карами небесными гнусным воришкам.

Картина ясна  - немая сцена, возмущение. Потом сменила гнев на милость. Взвод-то был кадетский, а она ещё помнила тех Северо-Кавказских кадет, что учились в этих же стенах. Традиции ведь надо беречь и соблюдать, особенно на экзаменах.

Хотя, всё равно, неловко получилось. Хотели как лучше, а получилось как всегда.

 

 

 

 

 

 

 

 
     

© Гребенников Андрей, 2006. Все права защищены.

   
Hosted by uCoz