Государственные экзамены

 


 

Назад

 

 

Любое дело, а уж такое серьёзное, как государственные экзамены, тем более, всегда начинается с построения.

Для выпуска 1985 года из этого правила исключений не делалось. Перед строем батальона были представлены члены Государственной экзаменационной комиссии во главе с генерал-лейтенантом Лешкашвили. Были сказаны все положенные в этом случае слова, все самые важные напутствия.

Ну, как после этого можно было сдать экзамены плохо!

Может быть, преподаватели и командиры волновались больше курсантов, да это и понятно – у нас был разгон – сессия, которую сдали буквально неделю назад, поэтому ГОСы воспринимались как её продолжение. Для офицеров же это было как оценка всей их четырёхлетней деятельности.

Если названия первых трёх экзаменов просты и понятны до сих пор даже человеку, достаточно далёкому от военной науки, то название четвёртого экзамена в нынешние времена уже само стало историей.

Судите сами:

- эксплуатация боевых машин

- тактическая подготовка

- огневая подготовка

     Всё логично и просто – военный человек отчитывается по своим профильным дисциплинам.

А что такое «Научный коммунизм»?  О, это была наука всех наук, без которой в принципе не мог состояться ни один специалист с высшим образованием ни в одном ВУЗе страны.

Она объединяла в себе историю КПСС, марксистско-ленинскую философию и политэкономию, причём отдельно изучалась политэкономия социализма и отдельно - капитализма.

Офицер как защитник социалистического Отечества должен был быть идеологически подкованным, и именно на этом в первую очередь должна была основываться его преданность Родине.

Спасибо нашим учителям в суворовских училищах, спасибо преподавателям в ОрджВОКУ – свою задачу они выполнили в полной мере. Экзамен был сдан, да и Родину в дальнейшем мы защищали без тени сомнения в правильности своего дела.

Но если на научном коммунизме основной целью было – блеснуть интеллектом и идеологической подкованностью, то на остальных экзаменах многословия не признавали – объясни, что ты хочешь показать, и делай -  быстро, правильно, в срок и лучше всех.

Поэтому на экзамен по эксплуатации боевых машин курсанты прибывали в чёрных танковых комбинезонах, щегольские хромовые сапожки заменялись на практичные юфтевые – по броне-то в них понадёжнее летать.

Система экзаменов простая – билеты, четыре вопроса. Из теории - тактико-технические характеристики боевых машин, устройство узлов и агрегатов, порядок их работы.

После сдачи экзамена по эксплуатации боевых машин

 

Остальное – практика. Чем хорошо в армии – любая операция по обслуживанию техники представляет собой норматив с определёнными требованиями и отведённым временем, в который остаётся только уложиться.

Дело за малым – знать, о чём идет речь в нормативе, найти нужный агрегат и выполнить все действия быстро и правильно. Всё давно знакомо, движения точны. Да и преподаватель стоит на подстраховке – никому не хочется, чтобы на ГОСах выяснилось, что чему-то курсанта не доучили.

Огневая подготовка началась с потрясения.

Ни для кого не секрет, что кроме знаний курсант, да и любой экзаменуемый рассчитывает и на посторонние факторы.

В такое время он готов молиться кому угодно, даже с бубном скакать вокруг костра, лишь бы всё прошло удачно.

А поскольку под лежачего курсанта портвейн «Кавказ» не течёт, то надо было создавать благоприятные  условия.

Первым делом перед экзаменом необходимо организовать такую атмосферу, чтобы преподаватель, а особенно, член Государственной экзаменационной комиссии, был настроен благожелательно, не особо вдумываясь в то, что курсант хочет донести до экзаменаторов.

Должно быть достаточно и того, что человек старается. А оценка – та должна прийти сама и такая, какая надо.

Но чем выше ранг комиссии, тем сложнее это сделать. Коллективное сознание батальона выдало мысль – от каждого сдающего взвода – дипломат с эликсирами бодрости, наилучшего качества. Передают преподавателю командиры взводов. После такого задела сдача пойдёт как по маслу.

Ежедневно сдавали три взвода - по одному взводу от каждой роты. Наш взвод оказался последним в тот день.

Атмосфера и так накалена до предела, а тут внезапно всё останавливается, строятся все три взвода и на глазах ошеломлённых курсантов выносится дипломат от третьей роты и содержимое показательно разбивается и уничтожается, сопровождаемое обличительной речью. Ну, как тут духом не упасть!

На деле всё оказалось гораздо проще – оружие за четыре года настолько было изучено, что руки сами разбирали и собирали его за нужное время.

Правила стрельбы и тактико-технические характеристики оружия оказывается, давно уже жили в нашей памяти, не мешая мыслительному процессу, и появляясь в нужное время.

Сложнее с управлением огнём.

На стрельбище была накрыта специальная мишенная обстановка. Вместо стандартных мишеней полигонщики подготовили особенные, на которых были нарисованы вражеские солдаты в натуральную величину с различными видами оружия.

Курсант в роли командира взвода или роты целеуказание производил по радиостанции, подключенной к  внешнему динамику, поэтому успехи или недостатки были слышны сразу.

 Самое главное было – не молчать. Видеть всё поле, реагировать на появляющиеся  цели и отдавать целеуказание. Пусть даже что-то и неправильно, пусть даже и не очень по-русски иногда. Правило одно – держать ситуацию в руках и всячески показывать это экзаменаторам.

Курсант выходил с КНП – командно-наблюдательного пункта охрипший, взмокший, обессиленный. Полное ощущение, что не боем руководил, а вагон разгрузил, и не один.

Конечно же, экзамен был сдан, но подтвердилось старое правило, сформулированное начальником училища: «Из отличников Героев Советского Союза не получается». Оказалось, одно дело хорошо учиться – совсем другое применять это на практике. Ведь бой не даст времени на раздумья, необходимо за доли секунды принять решение и доходчиво довести его до своего подразделения.

Поэтому и успех в этом экзамене оказался не за теми, кто зубрил в своё время, а за счастливыми обладателями свободного полёта мысли. Но, всё же, главное было одно – пройден ещё один рубеж, и без потерь.

Осталась тактика, объединяющая в себе знание техники, вооружения и множества других дисциплин, нужных в бою.

Нашему взводу досталась оборона. Экзамен был построен в виде тактической игры. Была определена общая тактическая обстановка. Каждый курсант получал вводную, на которую был обязан отреагировать максимально быстро и, весьма желательно, правильно.

Оживление в течение экзамена внёс приход председателя Государственной комиссии генерал-лейтенанта Лешкашвили. Здесь можно было взлететь моментально, с таким же успехом и рухнуть с небес.

Курсант работает по вводной, команды следуют без перерыва. Казалось, напряжение боя сейчас разразится молнией. Неожиданно голос генерала: «Командир взвода, ваш батальон для проведения контратаки усилен танковой ротой. Танки пройдут через боевые порядки вашего взвода. Действуйте!»

Реакция курсанта мгновенная: «Ильинов, Илютин – обозначить проход для танков!»

- Чем проход обозначишь, курсант?

- Каски на стволы автоматов, поднять вверх!

- Молодец, курсант, хорошо!

До сих пор в памяти осталось ощущение, что скажи генерал: «Отлично», то и оценка была бы такая же. А так, в понятии комиссии «хорошо» - это «четыре». Так и осталось.

Всё! Государственные экзамены сданы. В первые минуты  ощущение одно – какой-то нереальности происходящего. Вот только что вокруг кипели события, напрягались все силы, сами старались не опростоволоситься, за друзей переживали. И вдруг – всё. Вокруг тишина. В душе пустота.

Всё! Учёба закончена!

И в то же время на замену пустоте приходит волна радости. Впереди – «Золотая неделя»!

 

© Гребенников Андрей, 2006. Все права защищены.

Hosted by uCoz