Весной 1983 года батальон
облетела весть – уезжаем на стажировку в сержантских
должностях.
До нас такого не практиковалось –
была летняя стажировка после третьего курса, после
которой курсанты разъезжались в отпуск, а четвёртый курс
посвящался подготовке к государственным экзаменам и
выпуску.
Поначалу даже было немного не по
себе – одно дело – впитывать знания с весьма туманной
перспективой последующего их применения.
Совсем другое – сниматься с места,
ехать в войска, внедряться в солдатскую среду, над
которой в своём сознании мы уже давно поднялись, начав
подготовку к офицерской службе.
Начальник училища, мудро рассудив,
что молодых 18 -19-летних пацанов в войсках на
сержантских должностях будут серьёзнее воспринимать в
соответствующем статусе, присвоил на время стажировки
всему личному составу батальона звания сержантов и
младших сержантов.
Со стажировкой нам очень повезло –
во-первых, не надо было никуда ехать – стажировались в
нашей же мотострелковой дивизии, на то время
кадрированной, что и стало второй частью нашего везения
- наша стажировка совпала по времени с учебными сборами
запасников, в войсках называемых «партизанами».
Поначалу, правда, было некоторое
разочарование – ведь в дальнем путешествии есть своё
очарование, да и возиться с «партизанами» казалось не
очень привлекательным.
Время показало ошибочность наших
поверхностных суждений.
По прибытии в полк, мы невольно
переносили модель отношений с офицерами в училище, для
которых мы были просто подчинёнными, чем-то вроде долго
служащих солдат, на взаимоотношения с командирами своих
подразделений на стажировке.
Подсознательно ожидалась
некоторая натянутость между нами и командирами и, с
другой стороны, некоторая снисходительность к нам со
стороны наших подчинённых «партизан».
Однако, получилось всё наоборот.
Командиры подразделений видели в нас младших товарищей,
практически, младших братьев, которых надо научить
всему, что они сами умеют, передать свой офицерский
опыт. А, может быть, они вспоминали свои курсантские
годы, стажировки, успехи и неудачи?
В основном командиры рот прошли
школу афганской войны, поэтому их опыт был поистине
бесценен.
Удивляло также то, как тактично, в
стороне от личного состава командир роты делал
замечания, разбирал неудачные эпизоды при проведении
занятий. То есть, всячески показывал нам, что видит в
нас именно будущих офицеров, а не просто сержантов,
переданных ему на время «партизанских» сборов.
Да и с «партизанами» оказалось
работать на много проще – взрослые солидные дядьки сами
прекрасно понимали, что всё, что запланировано, будет с
ними проведено, поэтому сделать это надо хорошо. И не
надо было их понукать, достаточно только правильно
поставить задачу и подправить, если что не получается.
А ехать нам всё же пришлось – за
город в посёлок Шалхи, и ещё дальше – в поле. Встретили
нас в войсках, распределили по подразделениям.
На следующий день началось
прибытие личного состава – молодые парни, недавно
вернувшиеся из армии, толстые старые дядьки, давно
отслужившие своё – все ставились в строй,
обмундировывались, определялись по подразделениям.
Это был бесценный опыт работы на
пунктах приёма личного состава, которые мы сами же и
устанавливали в чистом поле.
Пожалуй, самым трудным был первый
день, когда люди собрались в подразделения, нас
представили подчинённым. А что делать дальше? Что им
говорить, какие команды отдавать? Все как-то сами по
себе. А ведь войска только тогда становятся армией,
когда бойцы сплочены единым делом.
В течение дня получали снаряжение,
противогазы, оружие. В ходе работы присматривались друг
к другу. Когда вскрыли ящики с оружием – буквально
обалдели.
Ладно ещё, 7,62 мм АКМ со
складывающимся прикладом – как нам объяснили, мы попали
служить в первый батальон - горный. А командир роты
добавил: «А первая рота – высокогорная». Потом так и
оказалось в действительности.
А уж пулемёты нам достались –
самые настоящие РПД – ручные пулемёты Дегтярёва. Не те
знаменитые ДП с дисками сверху, а другие, похожие на РПК,
с дисковым магазином, в который снаряжалась лента на 75
патронов 7,62 мм. Нам о таких в училище даже и не
рассказывали, а уж как его разбирать – не сразу и
поняли.
Возня вокруг этих пулемётов как
раз и разрядила обстановку. Пока совместными усилиями
разобрались, что да как – перезнакомились.
Потом было три дня занятий по
боевому слаживанию взводов. Вот когда и пришло понимание
того, что знания, которые вкладывали нам в головы
преподаватели – совсем не лишний груз в жизни. Особенно,
когда стоишь в чистом поле, учебников под руками нет, и
научить солдат можно только с помощью тех навыков,
которыми обладаешь сам, а уставы, наставления и курс
стрельб можно цитировать только по памяти – ведь учебная
библиотека осталась в училище.
Занятия шли плотно – свободное
время было только вечером, перед сном. За неделю надо
было восстановить навыки подчинённых по владению
оружием, а ведь некоторых приходилось просто учить чуть
ли не с нуля.
Взводные занятия, стрельбы, боевое
гранатометание, тактические занятия в составе роты. Итог
всего – ротные тактические учения с боевой стрельбой.
Нельзя сказать, что всё было, как
на войне, но дух царил, близкий к военному времени.
Судите сами – солдаты – от 25 до
45 лет, все командиры в большинстве своём моложе
подчинённых. За две недели великими трудами из этой
толпы сплотили организованное войско, умеющее обращаться
с автоматом, пулемётом или гранатомётом. Вспомните «Они
сражались за Родину» , «Аты-баты, шли солдаты». Ситуация
примерно такая же.
Да и ситуации почти боевые тоже
были.
На РТУ с боевой стрельбой во время
атаки по замыслу руководителя учений для поддержки
подразделений вёлся огонь из АГС-17 через головы
пехоты. Естественно, разрывы гранат должны были
находиться на безопасном расстоянии от войск.
И всё равно нашему курсанту Юре
Шрамко осколок гранаты попал в бедро. Чем не настоящее
боевое ранение?
Или такой случай.
Проводилось занятие по огневой подготовке в составе роты
на горном полигоне. Взвода были распределены по учебным
местам. Основное учебное место – выполнение упражнения
контрольных стрельб в горах, одно из учебных мест –
метание боевой осколочной наступательной гранаты.
А гранаты достались - РГ-42 с
хранения. Ещё 1943 года выпуска.
На всех учебных точках
руководители – курсанты, в том числе и на выполнении
упражнения.
Всё обыденно – солдат после
изучения условий упражнений, потренировавшийся на
метании учебной гранаты, изучивший её матчасть,
прибывает для выполнения основного упражнения, получает
боевую гранату, готовит её к бою, метает – и дальше по
кругу продолжает осваивать нехитрую солдатскую науку.
Курсант постоянно рядом, обучает, контролирует,
командует.
И , как всегда, - как вдруг …
Приходит на учебную точку солдатик, сразу видно, что
волнуется. Курсант спокойно и нарочито монотонно
напоминает ему порядок действий, короткими командами
тихим голосом направляет его.
Вместе выходят на огневой рубеж.
Команда: «Гранатой – ОГОНЬ!».
Солдатик рвёт кольцо, выбрасывает
его, разжимает руку – и, оцепенев, смотрит на гранату на
своей ладони, у которой отскочила чека.
Четыре секунды на принятие
решения. Потом – неотвратимая смерть.
Что делать курсанту?
Вырывать гранату из руки? А вдруг
солдат её уронит или с перепугу зажмёт в кулаке?
Убегать самому? А что будет с
солдатом? А что мешает ему побежать туда же с гранатой в
руке? Вот уж, действительно, обезьяна с гранатой!
Одна секунда, две, надо принимать
единственно правильное решение.
И вот оно – из курсантского горла
вырывается басовитый рык: «Бросай, скотина, или я тебе
сейчас рожу сломаю!»
Услышав родную до боли команду,
солдатик воспрянул духом, швырнул гранату что есть силы
и с чувством выполненного долга упал на матушку-землю,
прикрыв для надёжности голову руками и плотно зажмурив
глаза.
Граната разорвалась в воздухе.
Взрывной волной накрыло и лежащего бойца и присевшего
рядом курсанта. Осколки просвистели, казалось над самой
головой.
В это время занятия в роте
проверял комбат, и его сразу привлекла некоторая
нестандартность ситуации, тем более, что ожидавшие своей
очереди «партизаны» заволновались, и можно было ждать
ещё какого-нибудь фокуса по закону парных случаев,
который в войсках действует неукоснительно.
Взяв ещё не пришедшего в себя
бойца под свою опеку, комбат получил гранату, вышел с
бойцом на огневой рубеж, медленно, специально растягивая
время, вкрутил запал, давая прочувствовать незадачливому
«партизану» всю остроту момента.
Затем, так же медленно, разогнул
усики и показал солдату гранату на раскрытой ладони.
Бедный боец за время этой
процедуры раза три пытался упасть за ближайшее укрытие.
Наконец, кульминация! Комбат
зажимает гранату в руке, вырывает кольцо. Боец опять
рвётся упасть в укрытие, но, на лету пойманный комбатом
за руку, обречённо замирает, не отрывая загнанного
взгляда от гранаты.
Комбат же, спокойно разговаривая с
солдатом и курсантом –руководителем на учебном месте и
продолжая удерживать плотно в одной руке гранату, а в
другой - труса, делает вид, что все эти волнения его не
касаются.
Вдруг, на полуслове оборвав
светскую беседу, комбат метает гранату и, не давая бойцу
упасть, показывает ему, как эта граната летит. И только
в момент касания земли, приседает сам и тянет за собой
солдата.
Раздаётся взрыв, напряжение
спадает. Довольный боец просит разрешения метнуть
гранату ещё раз самому. Но тут уж комбат непреклонен –
под смех сотоварищей, с интересом наблюдавших за этим
действом, неудачник направляется учить матчасть.
Можно ли назвать подвигом действия
курсанта? Казалось бы, ничего особенно он не сделал.
И кто бы осудил его, если бы он
отпрыгнул от солдата, спасая свою жизнь?
А можно ли было бы назвать
подвигом, если бы погибли оба – и курсант и солдат?
Непростое решение для 18 – летнего
пацана – не убежать, остаться с подчинённым в смертельно
опасной обстановке и добиться выполнения задачи, тем
самым сохранив жизнь солдату.
Потом были полковые учения, тоже с
этапом боевой стрельбы, переход через горы – есть такие
между Шалхи и Тарским – старые, поросшие лесом, высотой
метров под пятьсот, а, может, и ниже.
Что интересно – комбат, выпускник
Московского ВОКУ умудрился заблудиться на самой вершине
и вывести свои войска практически в ту же точку, откуда
заходили.
Так пришлось нам стать свидетелями
того, как моментально рушится управление войсками, когда
командир теряет самообладание и контроль над
обстановкой. Батальон моментально развалился на
несколько групп, каждая из которых начала
самостоятельное выдвижение к пункту сбора полка.
Часть групп возглавили офицеры,
остальные попали под командование курсантов. Так и
выводили остатки войска из «окружения».
Ужасное зрелище – комбат,
потерявший самообладание. Но это для нас тоже был опыт,
пусть и негативный.
Кульминацией полковых учений был
переход по горам от Чми – горного учебного центра до
Кармадонского ущелья.
Смешно сравнивать тренированного
курсанта, заканчивающего второй курс в лучшем из училищ
страны с «партизанами», но и самим было интересно – а
ведь во время перехода мы, курсанты, чувствовали себя
довольно уверенно с привычной пехотной выкладкой, с
оружием. А ведь приходилось ещё и солдат подгонять.
Вот тогда-то и вспомнилось
высказывание командира роты, что в горном батальоне
первая рота – высокогорная.
Поднялись, что называется, на
уровень облаков, и оттуда – орлами в атаку на командира
полка и посредника. Хочется верить, что выглядели наши
войска достаточно грозно в этой атаке.
Так пролетели две недели.
Стажировка закончилась, мы
вернулись в училище, а там - сессия и отпуск. Новые
впечатления и заслуженный отдых.
|