В летнем отпуске после второго
курса, как и положено, мне необходимо было зайти в
военкомат – встать на воинский учёт. Со мной пошла моя
мама – вполне понятно её желание пройти по нашему
совершенно гражданскому городу с сыном-курсантом.
По дороге нам встретилась мамина
подруга, завязался обычный «мамочкин» разговор:
- А я смотрю, у тебя сын курсант.
В отпуск приехал?
- Да, вот, в военкомат идём, на
учёт становиться.
- А что-то я не пойму – погоны
красные. Это какое же училище?
- Общевойсковое, в городе
Орджоникидзе.
- А на кого же учат?
Тут пришлось вмешаться мне:
- Пехотное, тётя Валя.
Ответная реакция была убийственно
парадоксальна:
- Вот оно что… А у меня вот сын в
лётном учится. Ну, ничего, сынок, ты не расстраивайся. В
пехоте тоже люди служат.
И смешно и обидно.
Всем своим существованием мы
постоянно опровергали расхожий афоризм от Максима
Горького: «Рождённый ползать летать не может».
За училищные годы пришлось и
полетать на самых что ни на есть десантных самолётах
Ан-12, и подниматься гораздо выше птичьего полёта. А уж
сколько довелось пробежать, да ещё с в полной выкладкой!
Правда, и поползали предостаточно. Этого тоже у нас не
отнять.
В городе был аэроклуб. Во времена
нашей учёбы он располагался на окраине города, есть
такой район БАМ – там через дорогу было лётное поле, где
занимались планеристы и парашютисты.
Когда мы выезжали на тактические
занятия к станице Архонской, то довольно часто видели,
как в небе распускаются одуванчики куполов.
Всё это кружило голову и не давало
покоя, тем более что многие, если и не мечтали, то
просто не исключали для себя службы в десантируемых
подразделениях.
С первого курса в батальоне среди
энтузиастов витала буквально в воздухе мысль - заняться
парашютным спортом с прямой целью – подготовить себя для
службы в Воздушно-десантных войсках, проверить себя
заранее и убедиться, что мы на это способны.
На курсе нас набралось около 30
человек. Так получилось, что костяк этой команды
формировался в нашей, 2 роте.
Бесспорным лидером в этом деле был
Виталик Берест. Он пришел к нам с флота, но бредил
только небом. На этой почве мы с ним подружились.
Самыми опытными были Игорь
Измалков – он служил срочную службу в ГСВГ, в Бурге, в
десантно-штурмовом батальоне 3 ударной армии и Андрей
Илютин – он до училища занимался в аэроклубе в Нижнем
Новгороде и имел 3 прыжка.
Невозможно перечислить всех.
Навскидку – пожалуйста - Володя Дауров, Игорь Тышкевич,
Юра Юрков, Игорь Кондауров, Олег Зубко, Виталий Берест,
Игорь Измалков, Андрей Илютин .
Почему так мало осталось в памяти
– да просто процесс обучения оказался долог. Поэтому
многие из желающих встретиться с небом просто отсеялись
на этом пути.
Командование училища отнеслось с
пониманием к нашей мечте. Несмотря на то, что наш комбат
– полковник Белозор Алексей Григорьевич и смотрел на
нашу затею скептически – тем не менее, не мешал, и даже
помог нам, когда представил начальнику училища
генерал-лейтенанту Ульянову Виталию Андреевичу список
желающих заниматься в аэроклубе и ходатайствовал о том,
чтобы дать нам возможность попрыгать.
Когда начальник училища подписывал
нам маршрутный лист, в котором был список курсантов и
дни, разрешенные для занятий, то он произнес крылатую
фразу: «Ну, смотрите у меня – если кто-нибудь из вас не
пойдет служить в десантные войска - я тех лично из
армии повыгоняю».
Не все, конечно же, попали в
десант – Игорь Тышкевич погиб в Афганистане первым из
нашего выпуска, Андрей Илютин так и сгинул где-то в
диких степях Забайкалья, Володя Дауров прошел весь
Северный Кавказ и сейчас служит на земле предков.
Зато те, кто с легкой руки нашего
генерала познакомились с небом, вспоминали его всегда с
благодарностью.
Но плох был бы тот курсант,
который пользовался бы только тем, что даёт начальство.
В этом мы всецело поддерживали Мичурина с его
знаменитыми словами: «Мы не можем ждать милости от
природы!».
Не зря ведь нам постоянно
твердили, что командир должен владеть инициативой и
подчинять обстоятельства своей воле.
Нас ведь на маршалов готовили!
Мы, конечно же, все учились
хорошо, но лояльность командира роты и комбата
основывалась не на этом. Еще в сентябре 1983 года при
оформлении нам маршрутного листа для следования на
аэродром секретарша совершила оплошность – оставила
пробелы в местах, где были расписаны дни недели, в
которые нам было разрешено заниматься в аэроклубе –
вторник, четверг, суббота и воскресенье.
И мы с Берестом впечатали туда
остальные дни недели. Никто из командиров, зная крутой
нрав начальника училища, не решился проверить
достоверность этого документа, а мы честно пользовались
этим до выпуска, не забывая об учебе.
Может быть, это смешно звучит, но
чем больше удавалось прыгать, тем сильнее овладевала
нами тяга в небо.
Наш батальон был на полевом выходе
в Тарском. По плану выхода должно было быть много
стрельб, в том числе и ночные. Но, как назло, в это же
время нам разрешили в аэроклубе прыгать по три прыжка в
день как начинающим приобретать опыт парашютистам.
Нам с Берестом не терпелось
поскорее испытать это счастье, поэтому, пройдя, как
всегда, пеший марш от училища до Тарского, и едва успев
переодеться в сухое, мы рванули к комбату -
отпрашиваться.
Стоит ли говорить, что на
протяжении всего марша мы только и строили планы, как
подать комбату эту идею, зная его крутой нрав. Ничего
путного так и не придумали, поэтому смогли только
изобразить старательно строевой шаг и четкий подход.
Комбат, выслушав нашу просьбу,
чудом сдержался, смог только, через 3 минуты вдохнув
воздух и обретя дар речи, сказать : «Вы или одержимые
или дураки, а, скорее всего, и то и другое. Когда же вы,
наконец, напрыгаетесь, в общем, идите туда, туда и
туда.»
К нашему удивлению все эти
направления были нацелены в сторону Орджоникидзе, то
есть комбат все-таки разрешил нам двоим уйти на
прыжки. Правда, мы, спокойно поразмыслив, тогда
не воспользовались этим разрешением. Прыжки – вещь
хорошая, но опыт стрельбы можно приобрести только на
стрельбе – и мы остались.
Но это всё потом, а ведь был
первый – самый неизведанный прыжок, к которому долго
готовились. В самой подготовке мало романтики – одна
нудная работа, постоянное повторение одних и тех же
действий. Доведение их до автоматизма и прочное
внедрение их на уровень подсознания. Может быть поэтому
на первом этапе начал отсеиваться народ, не принявший
рутину подготовительных занятий.
Наконец, нас допустили к первому
прыжку. Как мы укладывали парашюты. Что мы только не
передумали за это время! Никто не хотел показывать друг
перед другом своих переживаний.
Первый прыжок мы прыгали неделю –
не было погоды. В первый день нас провожала вся рота,
как на подвиг. Вернулись мы ни с чем. Ротный хмыкнул в
усы, но ничего не сказал. Второй раз прошел опять
безуспешно.
Ротный нас вдохновил, сказав, что
если и третьего раза не будет, то не судьба нам быть
парашютистами, а он больше верить нам не будет.
Наконец, 19 сентября 1983 года,
это свершилось.
Вкратце можно сказать, что то
время, когда мы проходили медосмотр с утра, выносили
парашюты на старт, заслушивали плановую таблицу на
построении, пролетело для нас как во сне.
Помню только, что когда нам дали
команду одеваться, я все слышал через звон в ушах и
двигался скорее автоматически, чем осознанно. А уж на
лица наши без слез было не взглянуть.
Я потом много видел таких лиц у
перворазников во время службы в ВДВ, но свой опыт
осознал только ночью. Целую неделю после первого прыжка
я во сне прыгал этот самый прыжок.
Нельзя сказать, чтобы мы боялись –
у нас за плечами к тому времени были и походы в горы, и
пешие переходы в Тарское, многие из нашей команды прошли
школу суворовских училищ, кто-то служил срочную в армии
– нервы свои уже могли держать в узде.
Для меня на тот момент самым
страшным был не сам прыжок, а то, что я не смогу это
сделать.
Поэтому к двери я подошел, как на
подвиг, по команде инструктора шагнул в небо, крепко
зажмурив глаза и зажав в горле крик.
Помню рев ветра в ушах, рывок
купола и тишину. Вместе с тишиной пришел свет – я открыл
глаза. О том, что испытывает человек под куполом парашюта
написано много. Это был просто восторг.
Потом был второй прыжок, самый
страшный. Потому что при первом прыжке человек просто
идет в неизвестность. Здесь главная задача – сделать шаг
за борт. А при втором прыжке нужно осознанно пойти на
повторение этого ужаса.
Второй прыжок из нашей команды
сделали не все – примерно половина отсеялась после
первого.
Изначально ставилась цель просто
прыгнуть с парашютом, испытать себя. Руководство
аэроклуба тоже дало нам возможность прыгнуть, и на этом
должно было все закончиться. Но после третьего прыжка,
когда нас осталось менее десятка, и пришла пора
расставаться, разгорелась битва – мы просились остаться
и продолжать занятия. А кому нужны парашютисты, которых
невозможно привлечь на соревнования, а учить надо в
полной мере.
Мы неделю ходили в аэроклуб, мыли
самолеты, подметали территорию. Причем, делали все это
молча. Так же, молча, мы сидели кучкой на старте,
провожая взглядами взлетающий самолет. И только после
окончания прыжкового дня подходили к инструкторам, с
каждым прощались, смотрели в глаза командиру звена и
молча уходили в училище.
Через неделю первым не выдержал
командир звена – Мкоян Владимир Петрович. Неожиданно он
сорвал с головы летный шлем, ударил им об землю и выдал
тираду: « Да что же это такое – мы возимся с сопливыми
мальчишками, которым эти три прыжка нужны для острых
ощущений, а здесь курсанты ходят для дела – ведь им в
десанте служить придется, а мы здесь как сволочи
какие-то себя ведем! Короче, кто из инструкторов берет
себе ребят?» Инструкторы только того и ждали – подошли
к нам, разобрали по 2-3 человека.
Наш инструктор – Андрей
Владимирович обнял нас за плечи и сказал: «Не
переживайте, ребята, на тридцатом прыжке будете за собой
дверь в самолете закрывать».
С этого времени мы стали
полноправными участниками жизни Орджоникидзевского
аэроклуба и стали заниматься по двухсотпрыжковой
программе подготовке спортсменов первого разряда.
Мы изучили парашюты Д- 5 , Д-1-5у,
Т-4, УТ-15 давали нам и По-9(крыло), но его успел
освоить только Виталик Берест.
Нас учили выходить из самолета на
поток, падать с задержкой раскрытия 10, 15 и 20 секунд,
выполнять элементарные упражнения в воздухе,
приземляться на точность, рассчитывать движение в
воздухе под куполом. Воздушной акробатикой это еще
нельзя было назвать, но мы были равными среди равных. Мы
были своими среди спортсменов.
Даже к государственным экзаменам
готовились на аэродроме, отрывались от неба только в дни
экзаменов.
Да, а дверь в самолете Виталик
Берест за собой все же закрыл, правда, прищемил ей
кроссовку, поэтому приземлялся босиком.
Есть такое понятие – стихия.
Никогда нельзя сказать, что она покорилась и обращаться
с ней нельзя на «ты». Хотя бывают случаи, когда она по
своей прихоти может побаловать или поиграться.
На третьем прыжке нам выпало с
Володей Дауровым выходить в первой паре. Выбрасывали нас
тогда ещё далеко от старта, чтобы не мешали спортсменам,
и интервал выброски делали больше пяти секунд, чтобы не
мешали друг другу в небе.
Мы, уже «опытные зубры»,
решительно вышли в небо, раскрылись, начали снижаться –
как вдруг – что такое?
В небе можно ориентироваться либо
по соседу, либо по приближению земли, чтобы оценить
высоту.
Было полное ощущение, что я
стремительно приближаюсь к земле. Взгляд на купол – всё
в порядке. Взгляд на землю – далеко ещё.
В чём же дело? Володя стремительно
удаляется относительно меня вверх. Пусть он меньше меня,
пусть я тяжелее – но такой разлёт по высоте противоречит
законам физики. Потом нам разъяснили, что есть тёплые
восходящие потоки, и если в такой поток попадает
парашютист, то он запросто может подняться, иногда
довольно высоко – и тогда его удовольствие от прыжка
может значительно продлиться. Да ещё и отнести может в
сторону довольно далеко.
Уже в войсках, в ГСВГ наш
выпускник Анатолий Калачёв на прыжках попал в восходящий
поток, минут пятнадцать летал в небесах и приземлился в
километре от площадки приземления.
Тот, третий прыжок, запомнился ещё
и тем, что занесло меня на стадо коров на окраине
аэродрома. Уж как я кричал, старался отогнать их от
места приземления. Видно было, что коровы слышат крики,
честно водят головами, стараясь найти, кто их беспокоит.
Но ведь ни одна не догадалась посмотреть вверх. Так и
сел между ними. Едва успел собрать купол – появился бык.
И по всему было видно, что такого вмешательства в свою
личную жизнь он терпеть не намерен.
Пришлось как можно быстрее
ретироваться в сторону старта, чтобы не вступать в
рукопашную схватку с рассерженным быком.
Что поделаешь – стихия!
В небе опасность и курьёз ходят
рядом. Только что ты рисковал, боролся со своим страхом,
покорял стихию, - а через пять минут уже смеёшься с
друзьями над прошедшими трудностями.
В один из прыжковых дней стихия
решила подшутить над Игорем Измалковым. Сильный боковой
ветер нал относить его от площадки приземления в сторону
домов. Высота позволяла побороться за успех, но
технические характеристики купола Д-1-5у оказались
слабее ветра, и Игоря занесло на крышу 9-этажного дома.
Пожалуй, он пролетел около
километра от площадки приземления.
Вариантов развития событий два –
либо загасить купол и пытаться выбраться с крыши через
чердак, либо, пока не погас купол – спуститься на
парашюте с крыши здания и приземлиться во дворе.
У обоих вариантов мог бы быть
неблагоприятный исход – или при попытке загасить купол
парашютиста ветром снесёт с крыши с уже неработающим
куполом, или купол начнёт гаснуть раньше, чем парашютист
успеет оттолкнуться от крыши и продолжит снижение под
куполом.
На принятие решения – доли
секунды.
Без риска не обойтись.
Игорь решил продолжить прыжок,
пробежал по крыше, не давая куполу погаснуть – и кинулся
с крыши вниз. Умело управляя куполом, перелетел через
двор и приземлился как раз у пивного ларька, откуда за
его полётом с неподдельным интересом наблюдали местные
мужички.
Нашлись и помощники, пособившие
собрать купол, нашлась и кружечка пива, поднесённая
герою восхищённой публикой.
Так что взгляду командира звена,
примчавшегося на машине спасать парашютиста, открылась
совершенно мирная картина – парашют, уложенный в сумку
по всем правилам и живой и здоровый герой события в
окружении поклонников с кружкой пива в руках.
Потом все вернулись на аэродром,
но прыгать в тот день Игорю уже не получилось – куда же
он с запахом в небо?
|