Любое дело, а уж такое серьёзное,
как государственные экзамены, тем более, всегда
начинается с построения.
Для выпуска 1985 года из этого
правила исключений не делалось. Перед строем батальона
были представлены члены Государственной экзаменационной
комиссии во главе с генерал-лейтенантом Лешкашвили. Были
сказаны все положенные в этом случае слова, все самые
важные напутствия.
Ну, как после этого можно было
сдать экзамены плохо!
Может быть, преподаватели и
командиры волновались больше курсантов, да это и понятно
– у нас был разгон – сессия, которую сдали буквально
неделю назад, поэтому ГОСы воспринимались как её
продолжение. Для офицеров же это было как оценка всей их
четырёхлетней деятельности.
Если названия первых трёх
экзаменов просты и понятны до сих пор даже человеку,
достаточно далёкому от военной науки, то название
четвёртого экзамена в нынешние времена уже само стало
историей.
Судите сами:
- эксплуатация боевых машин
- тактическая подготовка
- огневая подготовка
Всё логично и просто –
военный человек отчитывается по своим профильным
дисциплинам.
А что такое «Научный коммунизм»?
О, это была наука всех наук, без которой в принципе не
мог состояться ни один специалист с высшим образованием
ни в одном ВУЗе страны.
Она объединяла в себе историю
КПСС, марксистско-ленинскую философию и политэкономию,
причём отдельно изучалась политэкономия социализма и
отдельно - капитализма.
Офицер как защитник
социалистического Отечества должен был быть
идеологически подкованным, и именно на этом в первую
очередь должна была основываться его преданность Родине.
Спасибо нашим учителям в
суворовских училищах, спасибо преподавателям в ОрджВОКУ
– свою задачу они выполнили в полной мере. Экзамен был
сдан, да и Родину в дальнейшем мы защищали без тени
сомнения в правильности своего дела.
Но если на научном коммунизме
основной целью было – блеснуть интеллектом и
идеологической подкованностью, то на остальных экзаменах
многословия не признавали – объясни, что ты хочешь
показать, и делай - быстро, правильно, в срок и лучше
всех.
Поэтому на экзамен по эксплуатации
боевых машин курсанты прибывали в чёрных танковых
комбинезонах, щегольские хромовые сапожки заменялись на
практичные юфтевые – по броне-то в них понадёжнее
летать.
Система экзаменов простая –
билеты, четыре вопроса. Из теории - тактико-технические
характеристики боевых машин, устройство узлов и
агрегатов, порядок их работы.
После сдачи экзамена по
эксплуатации боевых машин
Остальное – практика. Чем хорошо в
армии – любая операция по обслуживанию техники
представляет собой норматив с определёнными требованиями
и отведённым временем, в который остаётся только
уложиться.
Дело за малым – знать, о чём идет
речь в нормативе, найти нужный агрегат и выполнить все
действия быстро и правильно. Всё давно знакомо, движения
точны. Да и преподаватель стоит на подстраховке – никому
не хочется, чтобы на ГОСах выяснилось, что чему-то
курсанта не доучили.
Огневая подготовка началась с
потрясения.
Ни для кого не секрет, что кроме
знаний курсант, да и любой экзаменуемый рассчитывает и
на посторонние факторы.
В такое время он готов молиться
кому угодно, даже с бубном скакать вокруг костра, лишь
бы всё прошло удачно.
А поскольку под лежачего курсанта
портвейн «Кавказ» не течёт, то надо было создавать
благоприятные условия.
Первым делом перед экзаменом
необходимо организовать такую атмосферу, чтобы
преподаватель, а особенно, член Государственной
экзаменационной комиссии, был настроен благожелательно,
не особо вдумываясь в то, что курсант хочет донести до
экзаменаторов.
Должно быть достаточно и того, что
человек старается. А оценка – та должна прийти сама и
такая, какая надо.
Но чем выше ранг комиссии, тем
сложнее это сделать. Коллективное сознание батальона
выдало мысль – от каждого сдающего взвода – дипломат с
эликсирами бодрости, наилучшего качества. Передают
преподавателю командиры взводов. После такого задела
сдача пойдёт как по маслу.
Ежедневно сдавали три взвода - по
одному взводу от каждой роты. Наш взвод оказался
последним в тот день.
Атмосфера и так накалена до
предела, а тут внезапно всё останавливается, строятся
все три взвода и на глазах ошеломлённых курсантов
выносится дипломат от третьей роты и содержимое
показательно разбивается и уничтожается, сопровождаемое
обличительной речью. Ну, как тут духом не упасть!
На деле всё оказалось гораздо
проще – оружие за четыре года настолько было изучено,
что руки сами разбирали и собирали его за нужное время.
Правила стрельбы и
тактико-технические характеристики оружия оказывается,
давно уже жили в нашей памяти, не мешая мыслительному
процессу, и появляясь в нужное время.
Сложнее с управлением огнём.
На стрельбище была накрыта
специальная мишенная обстановка. Вместо стандартных
мишеней полигонщики подготовили особенные, на которых
были нарисованы вражеские солдаты в натуральную величину
с различными видами оружия.
Курсант в роли командира взвода
или роты целеуказание производил по радиостанции,
подключенной к внешнему динамику, поэтому успехи или
недостатки были слышны сразу.
Самое главное было – не молчать.
Видеть всё поле, реагировать на появляющиеся цели и
отдавать целеуказание. Пусть даже что-то и неправильно,
пусть даже и не очень по-русски иногда. Правило одно –
держать ситуацию в руках и всячески показывать это
экзаменаторам.
Курсант выходил с КНП –
командно-наблюдательного пункта охрипший, взмокший,
обессиленный. Полное ощущение, что не боем руководил, а
вагон разгрузил, и не один.
Конечно же, экзамен был сдан, но
подтвердилось старое правило, сформулированное
начальником училища: «Из отличников Героев Советского
Союза не получается». Оказалось, одно дело хорошо
учиться – совсем другое применять это на практике. Ведь
бой не даст времени на раздумья, необходимо за доли
секунды принять решение и доходчиво довести его до
своего подразделения.
Поэтому и успех в этом экзамене
оказался не за теми, кто зубрил в своё время, а за
счастливыми обладателями свободного полёта мысли. Но,
всё же, главное было одно – пройден ещё один рубеж, и
без потерь.
Осталась тактика, объединяющая в
себе знание техники, вооружения и множества других
дисциплин, нужных в бою.
Нашему взводу досталась оборона.
Экзамен был построен в виде тактической игры. Была
определена общая тактическая обстановка. Каждый курсант
получал вводную, на которую был обязан отреагировать
максимально быстро и, весьма желательно, правильно.
Оживление в течение экзамена внёс
приход председателя Государственной комиссии
генерал-лейтенанта Лешкашвили. Здесь можно было взлететь
моментально, с таким же успехом и рухнуть с небес.
Курсант работает по вводной,
команды следуют без перерыва. Казалось, напряжение боя
сейчас разразится молнией. Неожиданно голос генерала:
«Командир взвода, ваш батальон для проведения контратаки
усилен танковой ротой. Танки пройдут через боевые
порядки вашего взвода. Действуйте!»
Реакция курсанта мгновенная:
«Ильинов, Илютин – обозначить проход для танков!»
- Чем проход обозначишь, курсант?
- Каски на стволы автоматов,
поднять вверх!
- Молодец, курсант, хорошо!
До сих пор в памяти осталось
ощущение, что скажи генерал: «Отлично», то и оценка была
бы такая же. А так, в понятии комиссии «хорошо» - это
«четыре». Так и осталось.
Всё! Государственные экзамены
сданы. В первые минуты ощущение одно – какой-то
нереальности происходящего. Вот только что вокруг кипели
события, напрягались все силы, сами старались не
опростоволоситься, за друзей переживали. И вдруг – всё.
Вокруг тишина. В душе пустота.
Всё! Учёба закончена!
И в то же время на замену пустоте
приходит волна радости. Впереди – «Золотая неделя»! |