Учёба на первом курсе любого военного училища начинается
не 1 сентября, как в школе и как многие думают, а 5
августа. К этому дню сданы все экзамены. Утверждены
списки зачисленных в училище, сформированы роты и
издаётся приказ о зачислении в училище. В народе этот
день именуется «Днём пьяного курсанта» и празднуют его
во всём мире, где есть прогрессивное человечество,
прошедшее школу военного образования Советской Армии.
Мы, кадеты, благополучно избежали такого
эпохального явления как «абитура», то есть периода,
когда абитуриенты съезжались в училище, сдавали
экзамены, переживали разочарование и радость,
притирались друг к другу в силу того, что это было у нас
один раз и навсегда – при поступлении в Суворовское
училище. Поэтому мы прибыли в училище как раз к
окончанию этого славного периода и началу другого, ещё
более легендарного, именуемого «КМБ» или «курс молодого
бойца».
Социальные противоречия начались сразу по
прибытию в казарму батальона. Мы уже были переодеты в
парадную курсантскую форму и вполне обоснованно считали
себя уже причастными к славной семье курсантов ОрджВОКУ
практически по праву происхождения. Однако это мнение не
разделяли наши будущие однокашники или, как метко
выразился в будущем мой командир отряда в спецназе – «сокорытники».
Прошедшие горнило абитуры, потерявшие свой
домашний лоск и обретшие взамен «звериный блеск в
глазах», они смотрели на нас как познавшие жизнь
ветераны, что, впрочем, было абсолютно взаимным.
Непреложное офицерское правило –
представиться командованию на новом месте службы было
законом для нас уже тогда. Поскольку мы съехались в один
день и это как раз был день формирования рот, то долго с
нами никто не беседовал, отправили сразу на плац и,
практически с ходу начали распределять по
подразделениям.
Говорят, первое впечатление – самое сильное.
До сих пор, несмотря на моё глубокое уважение к моему
командиру роты – Дергачу Василию Дмитриевичу, помню то
состояние, в которое я пришёл после знакомства с ним.
Комбат – полковник
Белозор А.Г., замполит батальона подполковник Калашник
Н.Ф.,
командир второй роты
капитан Дергач В.Д.
Представьте себе героя «Мёртвых душ»
отставного поручика Ноздрёва - здоровенного мужчину с
его громким голосом, сломанным носом, копной волос,
огромными кулаками и совершенно напористым поведением.
Именно так изображают его в мультфильмах по бессмертному
произведению Николая Васильевича и именно такого увидел
я воочию.
Совершенным контрастом рядом с ним смотрелся
командир первой роты капитан Епхиев – спокойно
улыбающийся и вальяжный красавец и основательный, как
вырубленный топором, командир третьей роты капитан
Горбань. Было от чего загрустить, потому что стало ясно,
что спокойной жизни с таким командиром не жди.
Командиры взводов в чине лейтенантов и
старших лейтенантов тоже не давали основания надеяться
на спокойную жизнь, особенно в сравнении с тем, что в
Суворовских училищах у нас командирами взводов были
солидные майоры, а командирами рот ещё более солидные
подполковники.
Там же на плацу состоялось наше знакомство с
командиром взвода старшим лейтенантом Петрушиным
Александром Алексеевичем. Пожалуй, за четыре года, он
так и не стал нам отцом, как обычно представляют
командиров. Всё время между ним и взводом была дистанция
– он старался всемерно удержать нас в рамках дисциплины,
мы же ещё более настойчиво рвались из этих рамок, не
утруждая себя размышлениями о том, что нам тоже
предстоит та же стезя, и надо ещё научиться решать эту
двуединую задачу – устанавливать железную дисциплину в
своих подразделениях и при этом не обозлить против себя
своих людей. Со временем, пожалуй, многие стали понимать
его лучше, но это время не приходится на училищные годы,
к превеликому сожалению.
Но о командирах позже, они будут всегда с
нами в этом повествовании.
КМБ можно сравнить с девятым валом новых
ощущений, сопровождающихся ломкой мировоззрения,
выработкой новых ценностей и закаливающих душу и тело.
Позже, в войсках, мне не раз приходилось
перековывать в горниле КМБ сырой материал пополнения в
бойцов, способных учиться военному делу настоящим
образом. Хочется верить, что с ростом опыта, званий и
должностей у меня это получалось всё гуманней. Однако
утешал я своих солдат всегда только одной фразой:
«Дальше будет только хуже», а веру в себя укреплял так:
«Вы ещё сами, бойцы, не знаете, на что вы способны».
На КМБ нам дали командиров взводов –
стажёров, курсантов второго курса. Их запомнил смутно, а
вот наш стажёр-старшина запомнился надолго. Огромная
гора мышц, увенчанная головкой с покатым лбом,
выдающимися надбровными дугами и приплюснутым носом.
Плюс к этому – утробный рёв, раздающий при подаче
команд. Срочная служба и год в училище выковали из него
машину для убийства, не очень размышляющую, с
нормальными рефлексами и стальной волей.
Главное впечатление от процесса перековки
нас в такие же машины одно - постоянная, изматывающая
муштра от подъёма до отбоя. Мечталось только о двух
вещах - пожрать и поспать.
Отбой никогда не происходил с первого раза –
по полчаса тренировки в снятии обмундирования, заправке
его однообразно, вскакиванию с постелей и надевании
этого всего на себя. И всё за пресловутые 45 секунд.
Символом этого времени для всех поколений
наших курсантов стали «голубые молнии» - ротные колонны
первого курса по форме одежды № 1 – в одних синих
военных трусах и босиком мчащихся по училищу и нещадно
подгоняемые стажёрами.
Военные науки мы осваивали, казалось бы,
знакомые до боли – строевая подготовка, уставы, огневая
подготовка, ЗОМП, физподготовка. Но одно дело, когда это
подаётся дядюшкой в чине майора и совсем другое –
воспринимать эту науку от курсанта, который старше тебя
всего на год, но с огромным апломбом и совершенным
равнодушием к тебе, как к личности.
Многому приходилось учиться заново,
понадобилось всё умение, чтобы научиться выживать в этой
круговерти без залётов. Как смеялись мои друзья на
старших курсах, когда я по простоте душевной показал
всё, что лежит в моих карманах! Расчёска, запасной
подворотничок, запасные пуговицы, пакет с иголками и
нитками и даже сапожная щётка.
Всё, что нужно для утреннего осмотра и для моментального
приведения себя в порядок в любое время и в любом месте.
Сейчас я понимаю, что это необходимо, чтобы
очистить голову мальчишки от гражданского мусора,
перестроить сознание на восприятие военной
действительности и воинской науки, но тогда я чуть было
не дал слабину – вполне серьёзно начал подумывать о том,
чтобы прекратить этот ужас, пока дело не дошло до
присяги. Постоянно терзала одна мысль: «Неужели так
будет все четыре года?» Поддержал меня Братик – Мишка
Цукрук : «Ты выдержи КМБ. Начнётся учёба, всё встанет на
свои места».
Очень долго налаживались отношения между
кадетами и солдатами. Каждый считал, что он лучше
понимает военную службу, причём от солдат это подавалось
с позиции житейской, дескать, мы послужили, жизнь
познали, а вы – пионеры, только форма на вас военная.
Кадеты же смотрели на армейцев свысока – система
воспитания в Суворовских училищах прочно вбила в наши
головы, что мы уже будущие офицеры, высшее училище
–естественное продолжение воинской науки, начатой в СВУ,
поэтому мы находимся здесь по праву, что-то вроде
принцев крови, а всё остальное – просто недоразумение,
особенно пресловутые армейцы с их дембельским подходом.
Длилось это до первой сессии, пока машина
военного обучения не начала всерьёз делать из аморфной
массы первокурсников единый отлаженный механизм.
Помнится и очень неприятный случай. Был у
нас такой Марьяш. Стали у ребят пропадать деньги. Никто
ведь и подумать сразу не может на товарища, а тут, как
чума – все косятся друг на друга, прячут всё, что можно.
Ребятам с гражданки такое, может быть, и не вновинку, но
как с этим бороться? Здесь кадеты и солдаты, хотя и
параллельными курсами, выступили заодно – злодея
вычислили за считанные дни.
Комбат, сам в прошлом Северо-Кавказский
кадет, поставил его перед строем батальона – всё-таки,
хоть и неприятный, но тоже воспитательный момент. Один
вопрос: «Что с ним делать?»
Несчастный пытался оправдываться, просить
прощения, рассуждать о том, что всю жизнь хотел быть
офицером. Кадеты объявили свой приговор – снять погоны,
как это делалось всегда в Суворовских училищах. Армейцы
и школьники, немало удивившись такому подходу, были
единодушны – устроить тёмную и набить морду. Такое в
принципе было неприемлемо, поэтому срезали погоны и
убрали его с наших глаз навсегда, чтобы не состоялась
вторая часть приговора.
Вот ведь прихоти памяти – ничтожество, а
запомнилось.
Предания о КМБ со старших курсов сохранили
такую историю.
В 6 роте учился курсант Чеботок, позывной
Чибис. У него была привычка, усевшись на очко,
закуривать и спичку бросать под себя.
Бдительные сослуживцы намотали эту информацию на ус и
решили провести операцию по реализации разведданных.
Были назначены наблюдатель и группа боевого обеспечения,
которая в тот момент, когда Чибис почувствовал
потребность в уединении, занимала все очки в туалете,
кроме одного, в которое курсант из группы огневого
обеспечения наливал одеколон в то время, пока группа
захвата обеспечивала медленное продвижение объекта.
Наступил момент истины. Возбуждённый народ собрался в
коридоре в ожидании чуда. Распахивается дверь.
Выскакивает всклокоченный Чибис и объявляет с порога:
«Пацаны! У меня родился стих!»
Немая сцена, народ ожидал другого, а поэт вдохновенно
провозгласил:
И тут полыхнуло пламя огня!
Свои пацаны и такая х… фигня!
Лучше устыдить злоумышленников не могла бы и Мать
Тереза. Братишкам стало стыдно, но герой события зла не
держал – это ведь не повод, чтобы дружбу терять!
А зарубка в памяти осталась.
|