Наверное, во всех общевойсковых училищах существует
хорошая традиция – одну неделю в месяц проводить в
полях. И для здоровья полезно и цвет лица улучшает. За
четыре года столько было пройдено километров и истоптано
полей, что в памяти всё слилось в череду битв за курган
Зелёный, прохождений боевых разведдозоров через урочище Бардабос и поражений целей из различных положений.
Запоминается всегда всё первое – первый
друг, первая любовь, первая женщина, первый подвиг,
первый полевой выход.
К нему мы готовились заранее – в основном,
морально. В глубине души зрело опасение – как мы поведём
себя на пешем переходе. Нас уже вывозили в Тарское –
отстрелять три патрона перед присягой, но теперь и
навсегда перемещение будет только пешком, причём туда и
обратно.
Кто-то прослышал, что если намотать на ноги
по две-три портянки, то нога не будет тереться в сапоге.
Потом оказалось, что при этом она не шевелится и
затекает, идёшь, как на колодках. Потом открылся ещё
один секрет – на марше потеешь, пока идёшь - жарко,
потом на занятиях медленно остываешь. А в мокром
обмундировании не очень комфортно. Так мы научились
максимально облегчаться перед маршем, снимая с себя всё
и переодеваясь уже на месте в сухое.
Первый привал – за городской чертой. Потом – только
движение. Когда в противогазах, когда без. А ещё
вещмешок за спиной, да снаряжение на ремне. А в вещмешке
громыхает каска.
А для того, чтобы пройти дистанцию,
необходимо двигаться всем в едином ритме. Так
вырабатывалась особая походка – среднее между шагом и
бегом, практически рысь, сберегающая дыхание и силу.
Такой рысью можно пройти столько, сколько необходимо и
ещё столько, сколько надо.
Потом это всё вернётся нам сторицей – кому в Афгане,
кому в песках Средней Азии, кому на не мерянных
просторах Сибири и Дальнего Востока, в Прибалтике,
Белоруссии или в группах войск.
Да что там говорить высоким штилем – вот вам история из
жизни.
Весна 1982 года, из-за угла, со стороны кафе «Иристон»
выруливает курсант первого курса и, не торопясь, мчится
в направлении родного училища. За ним неотвратимо, как
судьба, бегут два курсанта зенитно-ракетного училища и в
арьергарде офицер – начальник патруля со своим патрулём.
Видать, долго бегут – лица красные такие. Нашему
курсанту тоже, наверное, надоело бежать. Остановится,
обернётся, постоит, потом опять начинает мчаться,
по-прежнему не торопясь. Чем закончилось? Так до училища
по нашим меркам недалеко было.
На первом курсе мне достался гранатомёт, третий и
четвёртый я бегал с ПКМ. У нас была традиция,
практически на каждом выходе мы бежали рядом – я и Олег
Зубко. На середине дистанции он всегда предлагал:
«Давай, десантура, помогу». Ответ такой же: «Отвали,
Зуб, я сам». Потом добегали до моста перед Тарским,
падали, исполняли песню «Лучше нету войск на свете, чем
десантные войска», получали от Олега Барабаша
чем-нибудь, потому что достали уже своей десантурой – и
опять в строй. Последние километры до учебного центра и
на неделю мы в академии воина. Потом обратно. Тем же
порядком.
Где ты сейчас, Олежка Зуб, командир
разведывательно-десантной роты, герой провинции Кундуз ?
Навсегда, до автоматизма, в голове осело – перед отдачей
боевого приказа необходимо сориентировать войска на
местности. Особенно хорошо это получалось у
преподавателя тактики полковника Дейнеки: «Орыентыры:
Пэрвий – груша, второй – отдэльное дерэво. Тоже груша».
В ноябре проводился полевой выход на выживание – тоже
одна из незыблемых училищных традиций. Тогда мы
покорялись этому со спокойствием обречённых, за время
службы поняли необходимость подобного действа. Трое
суток практически без сна и отдыха, непрерывные занятия
– тактика, ЗОМП, инженерная, огневая, а ведь ещё и
пешком туда и обратно. Да всё это осложняется погодой –
что такое ноябрь на Северном Кавказе объяснять не надо
никому. Так проверяется истинная готовность
первокурсника стать офицером. Не помню, сломался ли
кто-нибудь после этого выхода, но тем, кто выстоял –
уважение и почёт.
Запомнилась обкатка танками. В кино видели это много
раз, а тут надо пробовать на себе. Танки заходили со
стороны кургана Зелёный через тактическое поле в
направлении вышки. Там даже есть бетонированные окопы.
Занятия шли повзводно, дошла очередь до четвёртого
взвода. Через какое-то время суета, шум. Оказывается,
танк заглох и простоял на исходном рубеже. Когда
устранили неисправность, и машина приступила к занятиям
и прошла по рубежу окопов, граната не полетела, и
герой-истребитель танков не появился. Командиры в дурном
предчувствии кинулись к окопу. На дне лежит,
раскинувшись, курсант и не шевелится. Кто-то прыгнул на
дно, начинает его ощупывать: «Паша, Зайцев, что с
тобой?» Тот открыл глаза, обвёл всех мутным взглядом и
видно, что сам не понимает, где он и что он. Пока танк
стоял, курсанта сморило, да так, что и рёв двигателя не
помешал.
Дайте курсанту точку опоры, и он уснёт.
Кстати, на следующий год выход на выживание завершился
ещё более чудно. Тяготы и лишения полевой жизни так
подкосили одного из курсантов, что тот полностью потерял
ощущение пространства и времени. На обратной дороге из
Тарского в училище его освободили от оружия,
снаряжения, и он шёл по осевой линии, распевая песни или
разговаривая сам с собой, даже снег не стряхивал с
шинели и шапки. Так и зашёл в училище во главе колонны
своей роты.
Мы в это время стояли на улице возле кафедры иностранных
языков – был перерыв между занятиями, и сразу просто
удивились увиденной картине. Потом, узнав подробности,
испытали законную гордость – мы-то покрепче были в их
время.
Извечное противостояние отцов и детей…
Программа полевых выходов планировалась с таким
расчётом, что иногда спали в казарме, иногда – на улице.
Тогда и научились строить жильё из плащ-палаток, очень
эти знания пригодились.
В 1981 – 82 году казармы были ещё старые с плохо
работающим отоплением, крысами, постоянной сыростью. Как
горько шутили: «Тепло обозначим флажками». На первых
полевых выходах при проживании в казарме грелись, как
могли – спать ложились в шинели, не раздеваясь, на ногах
портянки, чтобы лучше просохли, на голове шапка,
ложились на матрас и накрывались ещё одним.
Учился тогда во 2 роте 4 курса киевский кадет Володя
Стрижевский, сейчас начальник кафедры оперативного
искусства в Военной академии Вооружённых Сил Украины.
Как-то в беседе с ним я совершенно чистосердечно
рассказал ему, как мы в Тарском выживаем в казарме. В
комнате с ним было несколько человек четверокурсников и
такого искреннего смеха, наверное, не заслуживал даже
Аркадий Райкин.
Я с удивлением узнал, что, оказывается, в Тарское нужно
брать постельное бельё, на ночь раздеваться и прекрасно
можно отдохнуть, если правильно организовать постель
просто нужно на одеяло с подстеленной простынёй положить
развёрнутую плащ-палатку, накрыть её плащом от ОЗК, а
потом и шинелью. Потрясённый гениальностью этого
изобретения, я добрался до взвода, поделился мыслью с
братьями. Оказывается, мысль о недостойности нашего
существования уже давно жила в душах народа. С тех пор
мы стали обустраивать быт по-другому и, что интересно, и
мёрзнуть перестали.
Питание на полевых выходах было самое полевое. То, что
готовили солдаты-повара в столовой учебного центра,
годилось только на то, чтобы пополнить запас калорий,
сгоревших при подготовке к войне.
Поэтому народ заранее обносил «чипок» в предчувствии
полевых выходов.
Однажды, уже на втором курсе, старшина подвёз ужин на
ночные стрельбы, а котелки забыл. Кашу в горсть не
наложишь, чай не нальешь. Пришлось удовольствоваться
военной разваренной рыбой, а остальное традиционно
«обозначить флажками».
Наверное, как раз о таком
существовании были написаны эти строки, гулявшие по
курсантским блокнотикам:
Мы лежим на земле, где трава не растёт.
Через десять минут нас поднимут в атаку.
С громким криком «Ура», с громким криком «Ура».
Что за скотская жизнь, господа юнкера?
Господа юнкера, мы шагаем в пыли.
Смотрят девушки вслед, но не знают они,
Как нас сводит с ума этот скрип сапога.
Что за скотская жизнь, господа юнкера?
Ужин свой проглотил и шагаешь вперёд.
Где-то там за забором тебя девушка ждёт.
Ты с ней меньше возись, на поверку пора.
Что за скотская жизнь, господа юнкера?
На полевых занятиях шла постоянно кропотливая работа по
отработке навыков и умений по обращению с оружием,
действиям в поле, совершенствовалось умение выживать в
полевых условиях. Однако некоторые положения наставлений
и руководств доходили до нас совсем не через голову.
Уже на втором курсе во время выполнения учебных стрельб
из РПГ-7 наш Мишка Клименко при изготовке к стрельбе
лёг, как ему подсказывала совесть – прицельная линия,
если её спроецировать назад, как раз проходила по линии
водораздела его…, в общем, спины. Эффект от выстрела был
таков, что сапоги улетели назад метров на 30 вместе с
мозолями. Больше ничего объяснять не надо было никому.
Иногда стрельбы приносили и другие сюрпризы. Со второго
курса преподавателем огневой подготовки у нас стал
полковник Самойленко. Прибыл он к нам откуда-то из
жарких стран, был там то ли военным советником, то ли
военспецом. С его лица, прокалённого жарким южным
солнцем и обветренного самумами аравийских пустынь,
можно было писать портреты хоть великих полководцев,
хоть великих вождей индейских племён. Само собой
разумеется, он получил боевое имя Чингачгук. И
характером был такой же – немногословный, по его лицу
нельзя было прочитать никаких эмоций. Во время своего
ответа курсант не мог понять, правильно отвечает или нет
до момента выставления оценки, причём даже намекать на
снисхождение в случае неуспеха было себе дороже.
Однажды, на третьем курсе в ноябре мы выполняли 2-е
упражнение из БМП-1 штатным выстрелом днём, затем
ночью. Ночь в армии, как известно, начинается в 20
часов, поэтому первые заезды происходили в сумерках,
можно было различить ситуацию в поле. Наблюдателем на
вышке (участковом пункте управления) был Игорь
Денисенко. Он потом и поделился с нами впечатлениями,
замешанными на восторге от самообладания Чингачгука и
крепко сдобренными эмоциями после пережитого.
А дело было так. После прохождения рубежей стрельбы из
курсового пулемёта (по РПТР и движущемуся БТР) при
заряжании орудия 2А28 у одного из стреляющих заело клин
затвора. Выстрела не было, хотя снаряд был уже в стволе.
При разряжании оружия на соответствующем рубеже доклада
от этого экипажа не поступила и пропала полностью связь.
После таких симптомов в исходе события сомневаться не
приходится. После того, как на этой машине башня не была
развёрнута в поле и БМП продолжала двигаться по-боевому
с пушкой, наведённой в тыл стрельбища, сомнений не
оставалось. Причём пушка смотрела точно на вышку!
Чингачгук спокойно, как на рыбалке, жуя свою неизменную
папиросу, с которой, казалось, он и спать ложился,
произнёс сакраментальную фразу: «Сейчас ё…нет» - и
темнота озарилась вспышкой выстрела, словно ответ
провидцу. Следующая фраза поразила своим ледяным
спокойствием: «Ложись», причём это было произнесено
ровным тихим голосом, как бы и нехотя. Все уже давно
упали на пол, как только произошёл выстрел. А наш
сагамор (почётный вождь индейцев) спокойно присел,
продолжая дымить папиросой. Пробоина в окне вышки была
ровно против того места, где только что стоял
преподаватель. Болванка ударилась о стену, осыпав всех
осколками кирпича. Стряхнув с себя испорченный
стройматериал, полковник Самойленко так же тихо и
невозмутимо произнёс: «Курсанта ко мне» и отодрал его
таким же спокойным и ровным голосом, но от этого
спокойствия леденело сердце даже у тех, кто рядом стоял.
Авторитет преподавателя взлетел для нас на звёздную
высоту, а Игорек Денисенко в честь этого события даже
сочинил песню без продолжения, на происхождение которой
оказала несомненное влияние Алла Борисовна Пугачёва:
«Держи меня, Самойленко, держи».
Такие офицеры и закладывали в нас, не ораторствуя «За
Родину», без лишнего пафоса, готовность к выполнению
задачи любой ценой. Сколько было на первом и втором
курсе сбитых в кровь, до костей, курсантских рук,
искалеченных при заряжании оружия в боевом отделении
БМП, при устранении задержек при стрельбе. Тогда для нас
ироническая ухмылка преподавателя или простой вопрос; «А
вы что, курсант, в бою тоже будете разворачиваться на
второй заезд для перестреливания упражнения?» были
гораздо страшнее нескольких ссадин, пусть и болезненных.
Со временем приходили знания, нарабатывался автоматизм,
все действия выполнялись практически не глядя, но, самое
главное, закалялся характер. На первом курсе недоесть
или недоспать было равно трагедии. С годами привыкали не
обращать внимания на эти мелочи, да и холод уже не так
досаждал, и тяжесть вещмешков со снаряжением уже не так
была заметна.
Декабрь 1983 года был ветреным и снежным. Вообще, зима
на Северном Кавказе – отдельная тема для повествования.
Постоянная сырость вкупе с холодом образуют смесь, при
которой неподготовленному человеку не просто холодно –
кости ломит, а человек вымерзает изнутри. Спасение одно
– двигаться, тем более, что из средств утепления только
одно универсальное – шинель. Летом в ней не жарко,
потому что она без подкладки, а зимой не холодно, потому
что она шерстяная. А «вшивники» - мамины вязаные жилетки
уже давно уничтожены заботливыми командирами.
Полевой выход в преддверии Новогоднего праздника – вещь
волнующая и увлекательная. Неделю суровые курсантские
сердца согревались мыслью о том, что вот-вот это всё
закончится, и мозолистая курсантская рука вместо цевья
автомата будет ласкать талию подруги. Прошла даже
обнадёживающая весть, что начальник училища даёт машины,
чтобы вывезти третий курс на зимние квартиры в связи с
проводившимся в пятницу общеучилищным новогодним
вечером.
Но злодейка-судьба, подтверждая мудрость древних: «Fоrtuna
non pennis», подкинула сюрприз. После окончания
занятий, перед обедом, было объявлено - машин не будет,
дорога обледенела, цепей на колёса нет, батальон идёт
пешком.
Особого ажиотажа эта новость не вызвала, времени – море.
Да и не впервой. Инициативные группы в составе наиболее
влюблённых товарищей помчались к своим командирам
взводов и далее по команде с предложением от всего
батальона – не обедать, начать марш немедленно. Причина
была ясна и прозрачна для всех, и тем более для
прошедшего огонь и воду комбата, но решение было
однозначным – всем обедать, начало марша в 16 часов
после сдачи казарм.
Спаянная общей целью боевая семья курсантов всего
батальона стихийно и единогласно приняла решение – раз
так, то есть не будем, но, повинуясь железной воле
комбата, все роты зашли в столовую и отсидели там
положенные тридцать минут. Были, конечно, мелкие
душонки, которые на глазах у всех набивали утробы. Но их
были считанные единицы. Даже офицеры подразделений не
пытались никого заставить – просто ходили между столами
и посматривали на часы.
А теперь – внимание! Время сжимается в тугую пружину и
толкает силой своего заряда батальон на любовные
свершения! Давно ведь известно, что зов … сильнее воли
командира.
- 16.00 – построение и доклад командиров подразделений о
готовности к маршу.
- 16.15 – начало марша.
- 16.30 – прохождение КПП учебного центра, малый привал
– оправиться, перемотать портянки.
- 16.45 – начало движения без остановок до самого
училища.
Так и хочется перефразировать применительно к ситуации
бессмертные купринские строки: «Новогодний вечер был
назначен на 19 часов. Но уже с 17 часов в направлении
училища начали стекаться потоки людей. Со стороны города
– стайки принаряженных, благоухающих духами девушек, а
со стороны Тарского – сплочённая в едином порыве потная,
овеянная крепким мужским духом колонна батальона
третьего курса».
Перед маршем сняли с себя всё нижнее бельё и куртки от
п\ш, и всё равно пропотели насквозь так, что пар,
поднимаясь над шинелями, превращался в иней и курсанты
выглядели, как будто одетые в белые пушистые меховые
шубы.
Восемнадцать километров с небольшим были пройдены на
одном дыхании.
- 18.30 – пройден второй КПП училища.
Интересно, а какая была средняя скорость движения?
В промежуток времени между 18.30 и 19.00 было сдано
оружие и снаряжение, получена парадная форма, омыты
молодые вспотевшие тела – и к началу вечера все были в
спортзале, где и проводился новогодний вечер.
К слову сказать, тот вечер стал знаковым для многих из
нашего курса. Не секрет, что многие девицы нашего
города, вошедшие в пору, просто мечтали о том, чтобы
выйти замуж за курсанта. И подготавливать этот процесс
надо заранее.
Не нами придумано, что для того, чтобы стать женой
генерала, нужно замуж за лейтенанта выходить. А
лейтенанты коваться как раз и начинают с третьего курса,
когда детство уже ушло и начинается возмужание.
Характерен диалог того времени между нашим курсантом и
одной из прелестниц:
- Ну, скажи, курсанты какого училища больше всего
нравятся девушкам в городе?
- Ты знаешь, трудно сказать. Курсанты зенитно-ракетного
училища такие весёлые, разбитные…
- И что?
- Пьют много.
- А курсанты училища МВД?
- Ну-у, они такие строгие, подтянутые, немногословные…
- А дальше что?
- Да кто же поедет в зону, да ещё и с таким мрачным
типом?
- А что курсанты ВОКУ?
- Да, ваши курсанты – грубияны, бабники, хулиганы,
выпить любят. Но зато их за границу отправляют служить…
|